I ВВЕДЕНИЕ В историю античной культуры Платон вошёл в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен (чему он уделял много внимания и небезуспешно), а, прежде всего как философ. Не вызывает сомнения, что учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Многие исследователи склоняются к мысли, что оно является своеобразным «ядром» всей его философской системы. II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА Платон прожил 80 лет (427 – 347 гг.). Он жил во время расцвета Афин, в атмосфере высочайшей культуры античности и являлся отпрыском высокого аристократического рода. Культура родительского дома была высокой, а воспитание – всесторонним. В истинно греческом духе он с молодых лет формировал как тело, так и разум. В детстве учитель гимнастики дал ему прозвище Платон за широкие плечи (настоящее имя – Аристокл). Платон получил по тем временам блестящее образование и воспитание. Он несколько раз побеждал в олимпийских и икарийских играх; проявил себя в поэзии, живописи, музыке. И хотя его творчество получило развитие в другом направлении, он всегда оставался крупным художником. Когда Платону было около 20 лет, он познакомился с Сократом, с которым провёл затем восемь лет, вплоть до его смерти. Эти годы имели для Платона решающее значение, ибо высоко подняли его этическую и логическую культуру. После смерти Сократа Платон покинул Афины и провёл 12 лет в путешествиях. Он был в Египте, Италии, Мегаре, Кирине. В Египте он тяжело заболел, и жрецы излечили его морской водой. После путешествий Платон возвращается в Афины вполне зрелым человеком. Здесь около 358 г. до н. э. он основал философскую школу, получившую название «Академия», и посвятил себя писательскому и преподавательскому труду. Своей семьи у Платона не было, и единственной его семьёй стала Академия. Он жил при школе в окружении учеников. До конца своих дней он развивал и совершенствовал свои взгляды. Скончался Платон в день своего рождения на свадебном пиру. Персидские жрецы, находившиеся в это время в Афинах, принесли усопшему жертву, полагая, что участь его была выше человеческой: он прожил 81 год (9*9), а число это совершенно (квадрат 9-ти – число муз). Похоронили Платона недалеко от Академии. До нашего времени дошли почти все сочинения Платона:1 монолог, 34 диалога и 13 писем. Кроме «Апологии Сократа» все сочинения Платона написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых является, как правило, Сократ. Учение Платона состояло из 3-х частей: 1.диалектика – учения об идеях и познаниях; 2. физика – учение о космосе и душе; 3. этика – учение о нравственности и государстве. 2.2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА 2.2.1. УЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Учение Платона – система объективного идеализма. Объективный идеализм проповедует, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. Объективный идеализм выносит эти свойства за пределы человека в некий объективный мир. Мир ни в целом, ни в своих частях не приобретает человеческого облика, ему приписывается лишь разумность, мышление, духовность. Таков безличный абсолютный идеализм. Однако возможен и такой объективный персональный идеализм, при котором объективированное сознание сохраняет такие черты человеческой личности, как воля, эмоции и самосознание, приобретая форму абстрактной сверхъестественной личности – бога философского идеализма. У Платона мы находим и личный и объективный персональный идеализм, когда Платон говорит о Боге как сознательном устроителе мироздания, и безличный идеализм. Когда он говорит об идеях и о высшей из них – идее блага. 2.2.2 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ У ПЛАТОНА Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии – история борьбы двух видов философии (которые позднее стали называть материалистами и идеалистами) . «Чужеземец: У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. Театет: Как так? Чужеземец: Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю…Они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновения и осязания, и признают тела и бытиё за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать». Платон при этом на стороне вторых философов. Он называет их «более кроткими», тогда как первые – «ужасные» и «худшие», «люди земли», которые «насильственно всё сводят к телу». В «Законах» Платон углубляет противопоставление двух видов философии. Про первых он говорит так: «Афинянин:…приверженцы упомянутых учений, как кажется, смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначало всех вещей, и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал» Вторые же философы придерживаются иной точки зрения: «Афинянин:… То, что существует по природе, и сама природа…возникло позднее из искусства и разума и им подвластное. …Первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична. …Тело же вторично по отношению к душе ». . В «Законах» Платон прямо связывает идеализм с теизмом, а материализм – с атеизмом. Он даже подробно описывает наказания для атеистов. Таким образом, в проектируемом Платоном государстве господствуют идеалисты – теисты. 2.2.3. «ПЕЩЕРА». ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА Создавая доктрину идеализма, Платон, по-видимому, понимал её несовместимость не только с материализмом, но и с обыденным сознанием и со здравым смыслом, с его стихийной уверенностью в том, что человек живёт в реальном мире и что его чувства дают ему в общем правильную картину этого мира. Поэтому Платону важно было убедительно подорвать наивно-реалистическую непосредственную веру в реальность чувственного и вещного мира. В этих целях в начале седьмой книги «Государства» Платон сравнивает наивных реалистов, верящих в реальность чувственной картины мира с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом свете лишь тени вещей, а не сами вещи. Они убеждены, что, кроме их пещеры, проникающего в него слабого света и бледных теней, ничего нет. Такие узники совершенно не верят тому из них, кто, сумев вырваться за пределы пещеры и увидев реальные вещи при реальном освещении, возвращается к ним и говорит о мире за пределами пещеры. Таким образом, Платон пещеру сравнивает со всем чувственным миром, узников со всеми людьми, а человека, выбравшегося из пещеры, - с философом – идеалистом. Он то и говорит людям, что они живут в мире теней, в призрачном, нереальном мире, что есть другой, истинный мир и что они должны стремиться увидеть его очами разума. Но люди не верят философу - идеалисту и смеются над ним. Между тем такой философ, по Платону, желает людям только добра. Такова аллегория (не миф) Платона. 2.2.4. ИДЕАЛЬНЫЙ МИР Чувственному миру как кажущемуся и нереальному Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реальный. «Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да никогда и не воспоёт по достоинству. Она же вот какова: эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – уму; на неё-то и направлен истинный род знания». Однако идеальный мир не может быть «областью», потому что он существует вне пространства. Далее, идеальный мир вечен и неизменен. Это бытиё, сущее, и это сущее представляется Платоном как вечное и неизменное. Сущее по Платону, - это то, что всегда есть и никогда не порождается. 2.2.5. ИДЕИ Бытиё Платона некое сугубо духовное множество, органическими элементами которого являются идеи. Это слово Платон взял из обыденного языка своего народа. Слова «идея» означало «внешний вид, наружность, видимость, вид, род, тип, качество, образ, форма». Правда, для обозначения члена духовного множества, Платон часто употребляет другой термин – ейдос. Он произведён от глагола «ейдо» - «вижу, созерцаю». В обыденном языке «ейдос» имел те же значения, что и «идея»: вид, внешность, образ, способ, облик и т.п.. Платоновский ейдос, или платоновская идея – фактически объективированное понятие. Это та же самая умственная идея, но только вынутая из человеческого сознания и помещённая в некий вымышленный идеальный мир – совокупность всех подобных идей. Например, идея прекрасного – не просто прекрасное как качество вещей и явлений видимого мира, а «прекрасное само по себе». Вообще идея – «существующее само по себе» Как и сущее вообще, каждая идея вечна и неизменна. Идея всегда себе равна, она есть нечто вечное, т. е. «…нечто вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения… Прекрасное это предстанет ему не в виде какого–то лица, рук или иной части тела,… а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает». Однако у Платона имеется и другой вариант, согласно которому идеи переходят друг в друга. Так что содержание идеи раскрывается не в их изолированности. А в их противостоянии. В их взаимосвязи и в их взаимопревращаемости. Число идей велико, но не бесконечно. В принципе идей должно быть столько же, сколько множеств существенно – сходных вещей, явлений, процессов, состояний, качеств, количеств, отношений и. т. п. Из седьмого письма Платона (которое считается подлинным) можно понять, что есть идеи математических объектов и нравственных явлений, естественных и искусственных тел, четырёх стихий (элементов) и видов живых существ, действий и аффектов (эмоций). Но всё же, по-видимому, не всякое нравственное явление, не всякое действие, не всякий предмет и т. п. будут иметь идею. Ибо у Платона идеальный мир – не просто царство сущностей. А царство благих сущностей. 2.2.6 .ИДЕЯ БЛАГА Идеей всех идей, высшей идеей у Платона выступает идея блага как такового – источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире Солнцем, в идеальном мире – идея блага. Идея блага безлична, она выражает безличный аспект объективного идеализма Платона, тогда как бог – творец – личное начало. Но, конечно, бог и идея блага весьма близки. Идея блага увенчивает систему идей Платона. 2.2.7. СИСТЕМА ИДЕЙ Платоновские идеи не просто сосуществуют друг с другом. А находятся в отношении подчинения и соподчинения. Идеи могут более и менее общими, находиться в отношении рода и вида. В таком случае одна идея подчинена другой. Две и более идеи могут входить в одну и ту же родовую идею. В таком случае одна идея подчинена другой. Например, идея кошки и идея собаки (т. е. кошка как таковая и собака как таковая) входят в идею четвероногого, подчинены этой более общей идее и соподчинены между собой. Но никакой действительной пирамиды идей мы у Платона не находим. У него имеется лишь замысел стройной и исчерпывающей системы понятий, которые он называл идеями. Слишком сложен мир, чтобы его можно было представить как пирамиду понятий, как восхождение от менее общего к более общему и, наконец, к самому общему и в своём роде единственному. 2.2.8. МАТЕРИЯ Всё же Платон не только уводит в мир общего, но и пытается, исходя из идей, объяснить чувственный, физический мир, космос. Для такого объяснения не достаточно только идеального. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность, но не объясняют, откуда возникает многообразие, в чём причина самих явлений в их отличии от идей, в чём причина изменчивости, преходимости, единичного. Такую причину Платон нашёл в материи, которую он именует греческим словом «хора» . «Её следует всегда именовать тождественной, ибо она никогда не выходит за пределы своих возможностей; всегда воспринимая всё, она никогда и никаким образом не усваивает никакой формы, которая была бы подобна формам входящих в неё вещей». Итак, материя – некое пространство «некоторый вид – незримый, бесформенный, неуловимый». Но ей нельзя отказать в телесности. Материя мертва и непознаваема. Платоновская материя – это почти что небытиё. Однако её роль велика. Материя – источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, естественной необходимости, зла и несвободы. Следовательно, Платон наряду с идеями признаёт существование другого самостоятельного начала – материи. 2.2.9. МИР ВЕЩЕЙ От материи как таковой следует отличать физическую материю, которая существует в виде традиционных для античного мировоззрения 4 стихий. Это уже материя, отразившая идеи влаги, огня, земли и воздуха, это уже вещная материя. «Кормилица же рождаемого, разливаясь влагою и пылая водой, принимая также формы земли и воздуха и испытывая все другие состояния,… представляется… на вид всеобразною» Все вещи – «дети» идеи и материи. Мир вещей – второй, промежуточный, вид сущего (первый вид – идеи, третий вид – материя). О мире вещей в «Тимее» сказано так: «… есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в неком месте и вновь из его исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединённого с ощущением» Таким образом, вещи представляют собой воплощение идей в материи. Идея сама по себе безжизненна. Идеи дают только форму, структуру, это, так сказать, эталоны, стандарты для вещей. Тем более безжизненна материя. Она позволяет внепространственной и вневременной бестелесной структуре обрести телесность, пространственное воплощение. 2.2.10. ДУША КОСМОСА. БОГ. Наряду с материей и идеями Платон вводит третье начало – душу космоса, мировую душу. Она динамическая и творческая сила. Источник движения, жизни, одушевлённости, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Но дабы объять оба мира, душа космоса должна быть внутренне противоречивой. И в самом деле, душа космоса состоит из трёх частей: тождественного, иного и смеси тождественного и иного. При этом тождественное соответствует идеям, изменчивое – материи, смесь тождественного и иного – вещам. . Венчает эту систему бог, который «пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому». Бог сотворил космос как «живое существо, наделённое душой и умом». В этом выражается личностный, персональный характер объективного идеализма Платона. Он говорит о Боге неоднозначно. В «Государстве» платоновский Бог означается термином «футургос», а в «Тимее» - «демиург». Бог – футургос творит идеи, Бог – демиург (ремесленник) имеет их пред собой как заданные образцы, на которые он должен равняться. Такое представление о Боге у Платона более развито, чем представление о Боге – творце идей. В «законах» Платон говорит о Боге как о мере всех вещей: «Афинянин: … Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом Бог, гораздо боле, чем какой – либо человек, вопреки утверждению некоторых. Поэтому, кто хочет стать любезным Богу, непременно должен, насколько возможно, ему уподобиться…» У Платона сказано: «…краткий вывод таков: есть бытиё, есть пространство и есть возникновение, и эти три [рода] возникли порознь ещё до рождения неба». Неясно, конечно, как рождение могло быть до рождённого – была, по-видимому, идея рождения. Тогда было пространство – материя, но не было времени. У Платона ни идеи, ни материя (пространство) не обладают временностью. Время возникает позднее «вместе с небом», а небо было создано богом – демиургом. III ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, мир по Платону и не телесный космос, и не отдельные материальные вещи. Материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живёт и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляет законами, находящимися вне него, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живёт и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живёт, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей – это идея блага, тождественное абсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Платон «Собрание сочинений» Издательство «Мысль» Москва: - том 2 (528 страниц, 1993 год); -том 3 (654 страницы, 1994 год); -том 4 (716 страниц, 1994 год). 2. А. Н. Чанышев «Философия Древнего мира» Учебник для вузов, Москва, Высшая школа, 2001 год, 709 страниц. 3. А. Н. Чанышев Учебник для вузов «История философии Древнего мира» Москва, Академический проект, 2005 год, 608 страниц. 4. Владислав Татаркевич «История философии. Античная и средневековая философия» Издательство Пермского университета 2000 год, 482 страниц. 5. Я. Кисиль, В. В. Рибери «Галерея античных философов» том 2, Москва 2002 год, 576 страниц. СОДЕРЖАНИЕ: I Введение………………………………………………………………...2. II Основная часть: 2.1. Жизнь Платона……………………………………………………2 2.2..Объективный идеализм Платона: 2.2.1.Учение объективного идеализма………………….………….3 2.2.2. Основной вопрос философии Платона………….………….4 2.2.3. «Пещера». Психологическое обоснование идеализма......5 2.2.4. Идеальный мир………………………………………………….5 2.2.5. Идеи……………………………………………………………….6 2.2.6. Идея блага………………………………………………………..7 2.2.7. Система идей……………………………………………….......7 2.2.8. Материя………………………………………………………….8 2.2.9. Мир вещей………………………………………………………..8. 2.2.10. Душа космоса. Бог……………………………………………..9 III Заключение…………………………………………………...……..10 Список литературы…………………………………………………..12 Санкт – Петербургский государственный Архитектурно - строительный университет Кафедра философии Реферат по теме: «Платоновская философия как теория объективного идеализма (онтология)» Работу выполнила: Студентка группы 7П-2 Работу принял: Преподаватель Зайко А. В. Санкт – Петербург 2006 год |